Главная » Статьи » Мои статьи

Система научной деятельности учащихся в Центре детского творчества Тюменцевского района.

Сегодня дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства,  сложившегося в современном российском обществе,  которое   предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включение в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

  Научная деятельность в Тюменцевском районном Центре детского творчества осуществляется через работу по программе «Шаг в науку».

 Актуальность и  новизна данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни и ориентированна на эффективное решение проблем в будущем. Подобных программ по углубленному изучению дисциплин и исследовательской деятельности в условиях сельского центра детского творчества, ранее разработаны не были. Кроме того, Тюменцевский ЦДТ – один из немногих  в крае, где на его базе, как очно, так и заочно, занимаются учащиеся  из сел района в рамках школы НОУ. В ЦДТ учащиеся имеют возможность реализовать свои способности в интересующей их деятельности, принять участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях района и края.

Система взаимодействия школы НОУ с другими образовательными учреждениями выглядит следующим образом: учащиеся школ района по рекомендации учителей и согласно диагностике могут быть зачислены в школу НОУ Центра детского творчества, где имеют возможность заниматься по двум направлениям: углубленное изучение предмета и поисково -исследовательская деятельность. Со своими работами они участвуют в районных, а затем в краевых конкурсах и олимпиадах, где за результативную работу учащимся могут назначить консультанта в лице преподавателей ВУЗов. Далее при успешной защите своих работ они имеют возможность принять участие в региональных, зональных, всероссийских и международных конкурсах.

                                                   

 Цель данной программы  -  выявление одаренных детей и создание благоприятных условий для самоопределения, самореализации учащихся, удовлетворения их образовательных и профессиональных потребностей в исследовательской деятельности или углубленном изучении предмета.

  Задачи программы:

ü Развитие креативного мышления (умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике).

ü Создание определенной системы работы, способствующей развитию навыков самостоятельной работы: с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению доклада о результатах учебно-исследовательских работ;

ü     Формирование  интереса ребенка к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;

ü Создание условий для выбора будущей профессии и привитие интереса к избранной специальности.

Педагогические задачи:

  1. Выявление одаренных детей.
  2. Организация информационно-         просветительской деятельности для педагогов и родителей.
  3. Оказание помощи педагогам и родителям в постижении феномена одаренности.
  4. Наработка методик, программ в работе с одаренными детьми.
  5. Стимулирование профессионального роста педагогов.
  6. Организация научно – исследовательской работы с педагогами и психологами.

Участники программы:

ü             Дети;

ü             Педагоги;

ü             Психолог;

ü             Методист;

ü             Родители.

Программа носит вариативный характер. Направления деятельности могут меняться в зависимости от интересов детей, кадрового состава.

На данный момент в школе НОУ обучаются 75 учащихся   по разным направлениям деятельности.

Продолжительность обучения по программе - 4 года. Возраст детей -  11-17 лет. Занятия проводятся в группах, микро- группах и индивидуально.    Длительность 1 занятия- 40 минут.

Работа в секциях по программе школы НОУ «Шаг в науку» с каждым подростком  ведется по программам групповой и  индивидуальной работы, т.к. только при системном подходе развитие учащихся будет наиболее эффективным. Именно системный подход – одно из важнейших методологических достижений при составлении программ, разработка которых  является - единственным средством максимального включения ребенка поисково-исследовательскую деятельность.

   Функции программы заключаются не только в том, чтобы школьники овладели знаниями, выходящими за пределы общеобразовательной школьной программы, но и в том, чтобы привить им вкус к учебно-исследовательской деятельности, научить старшеклассников доступным им методам и приемам научных исследований, умению работать с литературой, пользоваться необходимыми терминами при написании разного вида работ.

Программа по содержанию предполагает ведение работы по двум направлениям:

  1. Углубление и расширение знаний по предметам.
  2. Поисково-исследовательская работа.

Деятельность  поисково-исследовательского  направления рассчитана на 4 года обучения. Выделяется два этапа:

І этап – Введение в исследовательскую деятельность. Участие педагога на І этапе  - совместная деятельность с ребенком, введение креативных элементов обучения. Результатом работы на І этапе могут быть мини – исследования, реферативные и творческие работы учащихся.

 ІІ этап – Самостоятельная исследовательская работа по  выбранной         теме (в рамках каждого направления). Участие педагога на ІІ этапе  - консультирование, оказание помощи в редактировании и оформлении работы, рекомендации по улучшению работы. Данный этап исследовательской деятельности основывается на креативной системе обучения.

 Итогом І и ІІ этапов обучения является участие ребят в научно-практических конференциях, где они докладывают о проделанной работе за год и докладывают о результатах своей деятельности.

 В результате после  прохождения курса углубленного изучения предмета обучающийся должен

 Знать:

  • Теоретическую  базу  изучаемого предмета (отдельные темы);
  • четко сформированный понятийный аппарат.
Уметь:
  •  применять полученные знания на практике (решать олимпиадные задания);
  •  систематизировать и анализировать проблемные ситуации, обобщать полученные результаты, делать выводы.

Владеть навыками:

  • самостоятельной работы с научной литературой.

В конце І этапа исследовательской деятельностью обучающийся должен знать, уметь:

Знать:

  • основы, структуру и специфику исследовательской деятельности.

Уметь:

  • работать с различными источниками информации (библиотека, Интернет, СМИ и т.д.);
  • систематизировать и анализировать отобранную информацию, обобщать полученные результаты и делать выводы;
  • писать мини-исследования, реферативные и творческие работы.

  Владеть навыками:

  • исследовательской деятельности;
  • защиты своей работы.

В конце ІІ этапа исследовательской деятельности  обучающийся должен знать, уметь:

Знать:

структуру и логику самостоятельной исследовательской работы;

хорошие предметные знания по выбранному направлению.

Уметь:

проводить самостоятельное исследование;

оформлять и защищать свою работу на научно-практической конференции.

     Владеть навыками:

· оценки своей работы и работ других учащихся;

·  научной, учебно-исследовательской деятельности.

 

Так же результатом работы можно считать не только интеллектуальное обогащение детей, но личностное развитие и саморазвитие подростка. Учащиеся  не боятся обсуждать и анализировать свои гипотезы, делать самостоятельные выводы и овладевают ораторским искусством при подготовке к защите работ. Исследование – универсальный способ познания действительности, который способствует развитию и бытию личности в современном динамично – изменяющемся мире.

Наряду с этим, ведется целенаправленная работа не только с учащимися, но и педагогами, работающими по данному направлению.

 Методическая работа в рамках школы НОУ включает педагогические и методические советы, психолого-педагогические семинары, методические объединения, совещания и планерки, открытые занятия, целью которых является обмен опытом, совершенствование  знаний, умений и навыков в учебно-исследовательской деятельности и углубленном изучении предметов.

Кроме того, происходит развитие и саморазвитие педагогов в научной деятельности при помощи:

  • курсов переподготовки и повышения квалификации,
  • консультации у ведущих специалистов края (ВУЗы, АКДЮЦ, АКЦИТР,  АКИПКРО и т.д.).
  • участия в районных  и краевых конференциях, конкурсах, семинарах по научной деятельности;
  • обмена опытом работы с другими учреждениями, работающими в рамках  НОУ;
  • участия в экспериментальной деятельности;
  • оказания методической помощи по разработке программ дополнительного образования, связанных с научной, поисково-исследовательской деятельностью другим учреждениям.

 

Районная методическая работа заключается в следующем:

  • Организация семинаров, методических объединений, лекториев в помощь педагогам сел района, работающим в направлениях по углубленному изучению предметов и учебно-исследовательской деятельности,
  • Участие в подготовке предметных районных олимпиад,
  • Проверка олимпиадных работ учащихся,
  • Оказание методической, консультативной помощи педагогам других образовательных учреждений района, занимающихся с детьми написанием творческих, реферативных, исследовательских работ
  • Редактирование и рецензирование творческих, реферативных, исследовательских работ учащихся района;
  • Организация выездных курсов переподготовки и повышения квалификации с приглашением специалистов краевых образовательных учреждений.
  • Организация детских районных научно- практических конференций.

      

Ценность исследовательских работ учащихся заключается в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущают весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в ВУЗ. Многие учащиеся не всегда четко осознают, какую профессию хотят получить после окончания школы. Занимаясь по данной программе, они имеют возможность проверить свои знания и способности в разных направлениях, обучаясь в секциях школы НОУ. Это поможет им сделать осознанный выбор будущей профессии.

 Педагог дополнительного образования, руководитель школы НОУ: Н.В.Рыбникова

Категория: Мои статьи | Добавил: admin (30.09.2011)
Просмотров: 834 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]