Главная » Статьи » Мои статьи |
Межрегиональная «Летняя лесная школа – 2011» Алеусский заказник с. Волчно-Бурлинское Крутихинского района. С 30 июля по 7 августа экологи Центра детского творчества во второй раз приняли участие в VI межрегиональной «Летней лесной школе – 2011», которая проходила в окрестностях с.Волчно-Бурлинское Крутихинского района. Организаторы мероприятия – Геблеровское экологическое общество и Тигирекский заповедник (г. Барнаул), Сибирский экологический центр (г. Новосибирск). Главная цель Летней лесной школы – вовлечь школьников в практическую работу по изучению и охране дикой природы. Самые активные учащиеся школы НОУ направления «Экология. Биология. Медицина» получили эту поездку в награду за свою работу: это Пронько Мария и Шаманаева Марина. А в новом учебном году передадут полученные знания своим сверстникам. Палаточный городок на берегу озера вблизи Алеусского заказника собрал более 130 школьников и педагогов из трех регионов – Алтайского края, Новосибирской и Томской областей. В течение девяти дней нас ждала насыщенная программа. Для того чтобы сохранить родную природу, недостаточно только теоретических знаний, не менее важен практический опыт, который невозможно получить в «кабинетных» условиях. 10.30 – 13.05, 14.30 – 15.40, 17.00 – 18.00 время учебного процесса. Ежедневные занятия по ботанике, зоологии, экопросвещению, как теоретические, так и практические включали в себя много полезной информации. Специалисты из Алтайского госуниверситета, сотрудники Тигирекского заповедника, КГУ «Алтайприрода», представители общественных организаций поделились своими знаниями и навыками по полевой биологии, экологии и мониторингу животного и растительного мира. Они научили юных экологов, на что следует обращать особое внимание при выборе природной территории для последующего ее изучения и охраны. Ребята и взрослые получили навыки, необходимые для практической природоохранной работы. Помимо теоретических и практических занятий ежедневно проводились мастер-классы по самым разным темам: изготовление искусственных гнездовий, работа с GPS-навигатором, противопожарным оборудованием, использование туристического снаряжения, мастерство натуралистической фотографии и др. Для педагогов так же проводились занятия, на которых мы отчитывались о проделанной экологической работе за год, планировали природоохранную работу на новый учебный год, рассматривали природоохранное законодательство, ФЗ об охране окружающей среды, о животном мире, об ООПТ, Ко АП – как добиться справедливого возмездия. Ежедневная программа была очень насыщенная: 8.30 подъем. Так как наш лагерь разместился рядом с заповедной территорией и шуметь строго воспрещалось, будили друг друга шепотом словами «Доброе утро», умывались и на зарядку. В большой круг собирались дети, педагоги и вожатые на утреннюю зарядку. Завтрак, обед и ужин собирали всех в зоне столовой. Вереница голодных экологов с нетерпением ждали костровую еду, вкусную, свежую и всегда горячую. Участники Лесной школы были разделены на три группы: исследователи, природоохранники-практики и экопросветители. Все они изучали состояние и проблемы экосистемы Алеусского ленточного бора и предлагали пути их решения с позиций этих направлений. На практических занятиях ребята воплощали свои варианты решения существующих проблем: изучали и картировали места произрастания редких и исчезающих видов растений для последующего выделения особо защитных участков заказника, изготавливали и устанавливали искусственные гнездовья, информационные и предупреждающие аншлаги, проводили социологическое исследование среди жителей с. Волчно-Бурлинское. По итогам теоретических и практических занятий Лесной школы прошла конференция, где участники представляли результаты работы по трем направлениям: исследования, практическая охрана природы, экологическое просвещение. Оценивали выступления организаторы и приглашенные специалисты. При этом отмечали не только глубину изучения теоретического материала, но и сплоченность, и творческий подход ребят при подготовке к выступлению. Юные исследователи природы нашли 6 мест произрастания в окрестностях с. Волчно-Бурлинское гнездоцветки клобучковой – вида, внесенного в Красную книгу Алтайского края и ранее для этой территории не отмеченного. Пронько Мария принимала в этом непосредственное участие. «Просветители» нарисовали 3 информационных аншлага об Алеусском заказнике и 3 противопожарных; провели социологическое исследование среди местного населения; подготовили праздник для жителей деревни. Он стал одним из ярких событий в жизни лагеря: на мероприятии ребята выступили с агитбригадой, провели фестиваль «Родная природа», а организаторы показали для всех желающих в сельском клубе фильм «НОМЕ». Школьники из группы «Практиков» изготовили и развесили на территории Алеусского заказника 6 искусственных домиков для птиц: гоголятник, синичники и совятники для разных видов сов. А также разместили в заказнике и селе аншлаги, изготовленные «Просветителями». По результатам отчетной конференции были выявлены 13 победителей в трех номинациях. Марина и Мария вошли в их число. Они получили в награду дипломы, полевые определители, научно-популярную литературу, справочники о природе. Шаманаева Марина: Летняя лесная школа оставила свой неповторимый след в моей памяти. В первый день занятий нас разделили на три группы: исследователи, практики, экопросветители. Меня всегда больше привлекала практическая деятельность, так что в выборе направления мне сомневаться не пришлось. И после распределения у нас сразу начались занятия. На занятиях по ботанике мы учились пользоваться определителем для растений, ходили в лес смотрели биоразнообразие. Определяли растения характерные для соснового леса. Затем мы шли на экопросвещение во главе с Юлей Колеватовой (знаменитый эколог Новосибирска), мы учились рисовать аншлаги, составлять анкеты, работать с населением. На занятиях по зоологии мы бродили по озеру, сачком вылавливали обитателей водоема, и определяли их. Затем мы шли на практику. На практике мы рассматривали разнообразие насекомых в разных биотопах. Все это было очень увлекательно и познавательно, каждый из нас подпитался хорошими знаниями и набрался опыта. Итогом всей нашей совместной деятельности была отчетная конференция. На которой мы должны были рассказать чему мы научились, и что мы узнали. Для меня это был самый ответственный день т.к. в группе меня назначали главной по подготовке выступления. И судьба всей моей группы полностью легла на мои плечи. Я должна была продумать каждую деталь нашего выступления, а кроме того распределить роли и помочь всем своим подопечным. Меня переполняли эмоции, я боялась, что у нас ничего не получится. Я старалась изо всех сил: готовилась сама и готовила ребят. И вот начинается та долгожданная конференция. Мы все очень волновались. Мою голову вообще посещали мысли о том, что мы выступим хуже всех. И наконец - то подошла наша очередь. Всё прошло так, как я хотела, но не могла даже представить что все так пройдет. Мои ребята хоть и с небольшим волнением, но самостоятельно все рассказали. Затем нам задали несколько вопросов, на которые ответить не составляла труда (мы же знатоки своего дела (!). В итоге нас даже похвалили. Вечером у нас было посвящение в «хранители леса». Мы, ученики ЛЛШ должны были пройти несколько испытаний. На некоторых нужно был проявить смекалку, где-то сплоченность своего отряда, а где- то и действительно должны были доказать, том, что мы готовы стать хранителем леса. После того, как мы проходили все испытания мы попадали к духу Алеуссу который посещал нас в хранителе леса! Пронько Мария: Эта летняя школа была просто незабываемая. Я не могу выделить какой-то конкретный день, т.к. все дни были по-своему яркими и запоминающимися. Занятия были довольно интересными и познавательными, на них я ходила с большим интересом. Когда предложили определиться с группой, в которой я буду работать, сомнений не было – я исследователь. Каждый лень мы исследовали новые места, определяли растительность окрестностей лагеря. Тема моего исследования «Гнездоцветка Клобучковая краснокнижный вид. Его распространение в Алеусском заказнике». Я и еще несколько мальчишек и девчонок ходили по бору в поисках это удивительного цветка, фиксировали его местонахождение с помощью GPS-навигатора, картировали, вычисляли плотность расселения, делали выводы. Попутно определяли растительное сообщество местообитания гнездоцветки. То, что это растение было обнаружено в окрестностях с.Волно-Бурлинское – это наше открытие. В Красной книге алтайского края этот факт отсутствует. Так что мы внесли свой вклад, как исследователи природы. Нас посветили в «Хранители леса». Это торжественное мероприятие закончилось большим вквсным тортом из печенья, мармелада и сгущенного молока. Я очень рада, что смогла принять участие в этой Лесной школе. У меня появилась цель в жизни, новые друзья, я стала ближе к прекрасному миру. Жаль, что я заканчиваю школу. Но у вас, школьники, еще есть такая возможность. Не упустите её. Закончилась Летняя лесная школа – 2011, но работа по сохранению природы для нас продолжается. По возвращении домой мы выбрали себе подшефную территорию – «усыновили» часть расположенного в нашем районе заказника, где планируется провести комплекс природоохранных мероприятий. Используя полученные в Летней лесной школе знания и навыки, мы будем выявлять участки с высоким биологическим разнообразием, находить и наносить на карты места обитания редких видов растений и животных, проводить биотехнические мероприятия, заниматься просвещением односельчан и гостей районов. Светлана Надеина, педагог ЦДТ. | |
Просмотров: 1154 | |
Всего комментариев: 0 | |