Главная » Статьи » Мои статьи |
Сегодня дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, которое предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включение в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Научная деятельность в Тюменцевском районном Центре детского творчества осуществляется через работу по программе «Шаг в науку». Актуальность и новизна данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни и ориентированна на эффективное решение проблем в будущем. Подобных программ по углубленному изучению дисциплин и исследовательской деятельности в условиях сельского центра детского творчества, ранее разработаны не были. Кроме того, Тюменцевский ЦДТ – один из немногих в крае, где на его базе, как очно, так и заочно, занимаются учащиеся из сел района в рамках школы НОУ. В ЦДТ учащиеся имеют возможность реализовать свои способности в интересующей их деятельности, принять участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях района и края. Система взаимодействия школы НОУ с другими образовательными учреждениями выглядит следующим образом: учащиеся школ района по рекомендации учителей и согласно диагностике могут быть зачислены в школу НОУ Центра детского творчества, где имеют возможность заниматься по двум направлениям: углубленное изучение предмета и поисково -исследовательская деятельность. Со своими работами они участвуют в районных, а затем в краевых конкурсах и олимпиадах, где за результативную работу учащимся могут назначить консультанта в лице преподавателей ВУЗов. Далее при успешной защите своих работ они имеют возможность принять участие в региональных, зональных, всероссийских и международных конкурсах.
Цель данной программы - выявление одаренных детей и создание благоприятных условий для самоопределения, самореализации учащихся, удовлетворения их образовательных и профессиональных потребностей в исследовательской деятельности или углубленном изучении предмета. Задачи программы: ü Развитие креативного мышления (умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике). ü Создание определенной системы работы, способствующей развитию навыков самостоятельной работы: с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению доклада о результатах учебно-исследовательских работ; ü Формирование интереса ребенка к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин; ü Создание условий для выбора будущей профессии и привитие интереса к избранной специальности. Педагогические задачи:
Участники программы: ü Дети; ü Педагоги; ü Психолог; ü Методист; ü Родители. Программа носит вариативный характер. Направления деятельности могут меняться в зависимости от интересов детей, кадрового состава. На данный момент в школе НОУ обучаются 75 учащихся по разным направлениям деятельности. Продолжительность обучения по программе - 4 года. Возраст детей - 11-17 лет. Занятия проводятся в группах, микро- группах и индивидуально. Длительность 1 занятия- 40 минут. Работа в секциях по программе школы НОУ «Шаг в науку» с каждым подростком ведется по программам групповой и индивидуальной работы, т.к. только при системном подходе развитие учащихся будет наиболее эффективным. Именно системный подход – одно из важнейших методологических достижений при составлении программ, разработка которых является - единственным средством максимального включения ребенка поисково-исследовательскую деятельность. Функции программы заключаются не только в том, чтобы школьники овладели знаниями, выходящими за пределы общеобразовательной школьной программы, но и в том, чтобы привить им вкус к учебно-исследовательской деятельности, научить старшеклассников доступным им методам и приемам научных исследований, умению работать с литературой, пользоваться необходимыми терминами при написании разного вида работ. Программа по содержанию предполагает ведение работы по двум направлениям:
Деятельность поисково-исследовательского направления рассчитана на 4 года обучения. Выделяется два этапа: І этап – Введение в исследовательскую деятельность. Участие педагога на І этапе - совместная деятельность с ребенком, введение креативных элементов обучения. Результатом работы на І этапе могут быть мини – исследования, реферативные и творческие работы учащихся. ІІ этап – Самостоятельная исследовательская работа по выбранной теме (в рамках каждого направления). Участие педагога на ІІ этапе - консультирование, оказание помощи в редактировании и оформлении работы, рекомендации по улучшению работы. Данный этап исследовательской деятельности основывается на креативной системе обучения. Итогом І и ІІ этапов обучения является участие ребят в научно-практических конференциях, где они докладывают о проделанной работе за год и докладывают о результатах своей деятельности. В результате после прохождения курса углубленного изучения предмета обучающийся должен Знать:
Владеть навыками:
В конце І этапа исследовательской деятельностью обучающийся должен знать, уметь: Знать:
Уметь:
Владеть навыками:
В конце ІІ этапа исследовательской деятельности обучающийся должен знать, уметь: Знать: структуру и логику самостоятельной исследовательской работы; хорошие предметные знания по выбранному направлению. Уметь: проводить самостоятельное исследование; оформлять и защищать свою работу на научно-практической конференции. Владеть навыками: · оценки своей работы и работ других учащихся; · научной, учебно-исследовательской деятельности. Так же результатом работы можно считать не только интеллектуальное обогащение детей, но личностное развитие и саморазвитие подростка. Учащиеся не боятся обсуждать и анализировать свои гипотезы, делать самостоятельные выводы и овладевают ораторским искусством при подготовке к защите работ. Исследование – универсальный способ познания действительности, который способствует развитию и бытию личности в современном динамично – изменяющемся мире. Наряду с этим, ведется целенаправленная работа не только с учащимися, но и педагогами, работающими по данному направлению. Методическая работа в рамках школы НОУ включает педагогические и методические советы, психолого-педагогические семинары, методические объединения, совещания и планерки, открытые занятия, целью которых является обмен опытом, совершенствование знаний, умений и навыков в учебно-исследовательской деятельности и углубленном изучении предметов. Кроме того, происходит развитие и саморазвитие педагогов в научной деятельности при помощи:
Районная методическая работа заключается в следующем:
Ценность исследовательских работ учащихся заключается в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущают весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в ВУЗ. Многие учащиеся не всегда четко осознают, какую профессию хотят получить после окончания школы. Занимаясь по данной программе, они имеют возможность проверить свои знания и способности в разных направлениях, обучаясь в секциях школы НОУ. Это поможет им сделать осознанный выбор будущей профессии. | |
Просмотров: 883 | |
Всего комментариев: 0 | |