Главная » 2014 » Май » 30 » «Следопыты»
20:55
«Следопыты»

Специалисты Геблеровского экологического общества подвели итоги межрегионального конкурса юных исследователей «Следопыт». Учащиеся-экологи Центра детского творчества несколько лет изучают животный мир своей малой Родины по следам на снегу, следам жизнедеятельности, наблюдая за животными и птицами. В этом году наблюдения детей оценили на «хорошо». Инициативная группа «Хранители заказника» награждена дипломом второй степени.

Ниже приведены комментарии старшего научного сотрудника Тигирекского заповедника, орнитолога Алтайского края Олега Яковлевича Гармса: «Вы все проделали интересную работу и на себе почувствовали, что «Следопыт» – самый трудный из всех юннатских конкурсов. Поэтому само Ваше участие в нём – уже определённый уровень. Но всё же до «высшего пилотажа» далеко. Вы, наверное, уже поняли, что наибольшую ценность, самый непосредственный интерес и неподдельную заинтересованность детей представляют собственные наблюдения в родной природе, постоянное ведение дневника этих наблюдений, зарисовывание и фотографирование животных, птиц и следов их жизни, которые встречаются часто непосредственно вокруг нас. Затем постоянное точное определение видов птиц и животных: не воробей, а домовый воробей или полевой воробей; не синица, а большая синица, а может быть встретилась, белая лазоревка (князёк), буроголовая гаичка (пухляк), московка, длиннохвостая синица (ополовник), усатая синица (сутора) – вот они какие разные и нужно знать их имя и фамилию; не дятел (!), а большой пёстрый дятел, белоспинный дятел, малый пёстрый дятел, седоголовый дятел, чёрный дятел (желна), трёхпалый дятел, а ещё вертишейка – и все они наши соседи даже не по Планете, а по малой Родине. Не дрозд, а дрозд-рябинник, дрозд-деряба, чернозобый дрозд, певчий дрозд, дрозд-белобровик... И так возьмите любую птицу: ворона, а какая ворона – серая или чёрная обе живут у нас зимой. А наступит весна, лето, и прилетят к нам на Родину не просто утки, гуси, пеночки, славки, жаворонки – они все разные, и у них у всех есть свои имена. Как же мы можем не знать наших смелых и верных соотечественников, вернувшихся к СЕБЕ на Родину.

То же и звери. Косуля у нас обитает сибирская, куница лесная, а словосочетание «мышь-полёвка» – грубая ошибка (нередко встречается и в интернете). Это даже разные семейства животных, кстати, весьма важных в природе; у них разное строение, повадки и следы. А есть ещё отдельное семейство Мышовковые, например, степная мышовка, лесная мышовка, алтайская мышовка... Правда, интересно? И не всё так просто.

Нас окружают добрые, часто полезные, порой весёлые и всегда терпеливые наши соотечественники – птицы и звери. Чего им стоит только один наш климат (попробуй выживи зимой в лесу или в степи; мы то не показываем носа за околицу), постоянный труд по добыванию пищи, борьба за жизнь с хитроумными приспособлениями человека, от которых часто просто нет спасения (например, халатное обращение с инсектицидами, гербицидами и удобрениями), а ещё охотники... Дети с самого юного возраста должны знать – настоящий охотник – это спортсмен. Он берёт не «Ямахой» и дорогим скорострельным оружием, а знанием, собственной выносливостью (спортивностью), а главное – уважением к зверю и птице, к их трудной жизни в нашей природе. Настоящий охотник всегда даёт зверю шанс на победу, на выживание; в этой соревновательности умений, навыков, сообразительности, физической выносливости, ловкости и заключается смысл спортивности и спортивной охоты – её красота. Например, охота со снегохода – убийство, а не собственно охота – животному не оставляется никакого шанса на выживание, на победу над охотником. Это не спорт. Охотник идёт на лыжах, он никогда не будет убивать животных, ослеплённых и как будто, загипнотизированных магическим светом фар. Не буду продолжать. Понятно, что «Следопыт» даёт хороший повод к размышлению вместе с детьми, – ещё один немаловажный повод к воспитанию физически и нравственно здорового молодого поколения.

К собственным наблюдениям необходимо возвращаться, дополнять их новыми, осмысливать, находить ответы на непонятные факты и проверять их – так юный натуралист постепенно узнаёт свою родную природу, в которой сам и живёт. Так он научится её уважать. Только наскоком в интернет этого не добьёшься и конечно же не узнаешь многого о жизни животных вокруг родной Михайловки, Семёновки, Успенки...

Что касается книг и интернета, предпочтение, конечно, нужно отдавать хорошим книгам о природе. Это преимущественно старые издания, которые, кстати, не редко можно заказать, используя тот же интернет.

Теперь о фотографиях. При современной технике нащёлкать их можно сотни и тысячи, что Вы и делаете. Зачем? Ведь эту замечательную технику можно поставить на службу себе вдумчивым отношением к собственным фотографиям. После каждой экскурсии и сделанной на ней серии фото, их необходимо немедленно все пересмотреть и отобрать только самые качественные, безжалостно удалив все «мутные», а также бесконечные дубликаты. Зачем Вам эта свалка? Оставленным немногочисленным фотографиям обязательно нужно дать названия: вид (если сразу определить затруднительно, написать предположительный вид, потом к этому ещё вернётесь), место съёмки (кратко – село Златополь, или ур. Лопахино, или оз. Колыванское и т. п.), дату съёмки (03.01.2014., это обязательно, несмотря на то, что дата в современных аппаратах выставляется автоматически – она же нередко и меняется автоматически при повторных просмотрах и работе с фото). Вот теперь у Вас начнёт накапливаться осмысленный материал, который в дальнейшем может выльется в серьёзный каталог, – пригодится для иллюстраций в различной учительской работе для уроков или внеклассных мероприятий и др. Такой материал можно показывать друг другу, уточнять названия видов, спрашивать у более опытных специалистов – может быть, они смогут разгадать Ваши загадки в природе. Культура фотографии, как и во многих других областях, это, прежде всего, самоограничение и строгий отбор качества. Бывают редко случаи исключения, когда фотография явно плохая, но уж очень интересно определить, кто же там у нас попался в кадр. Такую можно и оставить с целью выяснения этой загадки. В любом случае Ваш фотоархив – Ваш помощник. Станет ли он им – зависит от Вас.

Между прочим, не пренебрегайте (в меру, конечно) и жанровыми съёмками (рабочими моментами) детей в природе, стараясь уйти от казённого снимка, а «подловить» рабочий момент. Дарите (сбрасывайте) потом эти фото детям. Практика показывает, что для них в дальнейшем – это лучшие и очень светлые моменты их жизни.

В заключении хочется сказать спасибо всем участникам «Следопыта» и самые тёплые слова напутствия всем настоящим следопытам, большим и пока ещё маленьким следопытикам. Пусть Вас согревает удача в походах и любовь к родной природе. Всего доброго».

Эти комментарии помогут нашим следопытам стать лучшими!!!

                                                                                                                              С. Я. Надеина

Категория: Участие учащихся ЦДТ в мероприятиях разного уровня | Просмотров: 355 | Добавил: sandra | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]