22:32 Следопыты постарались на славу | |
В январе любознательные девчонки и мальчишки не только катались на коньках и лыжах, но и изучали природу. По следам. Они, как настоящие следопыты, исследовали заснеженные колки и леса в поисках следов жизнедеятельности зверей и птиц. Уже не первый год АКОО «Геблеровское экологическое общество» на межрегиональном уровне проводит конкурс «Следопыт». Наши маленькие экологи попробовали свои силы на районном уровне. И показали очень высокие результаты. С начала учебного года в школах района
созданы экологические группы среди учащихся 1 – 7 классов, которые выполняют
задания, помогая, таким образом, окружающей природе: ведут пропаганду среди
населения, кормят птиц, изготавливают для них кормушки и домики, проводят
наблюдения. Обо всем этом они в скором времени расскажут на районной
конференции «Хранители природы». А пока они исследовали следы, общались с
лесниками, охотниками – с пользой проводили время. Большую помощь и поддержку
следопытам оказывали их руководители. В Черемшанской средней школе обучающимися 3-го класса создана группа «Защитники
природы» (руководитель Е.А. Коростелева). Ребята вместе с родителями
отправились на поиски следов на поле, околицу за селом. Следы обнаружили и
вдоль дорог. Заяц-беляк, лисица, хорек, норка, тетерев, сорока, синица оставили
свои следы там, где обнаружили их юные следопыты. Наблюдали не только следы
зайца, но еще и наличие петель,
сдвоек, скидок, хождение по собственному следу. Во время работы было
налажено плодотворное сотрудничество с лесником
А.В. Смотровым. По изучению следов активно помогал папа ученицы,
охотник-любитель В.А. Тютюцких, биолог школы Г.П. Бахарева. О своих наблюдениях дети поделились в своих
заметках: Ряполов Иван, 3 класс: «Зимой деревья, которые так весело шумят своими кронами
летом, стоят совсем голые. Темные, почти черные стволы, темные ветки. Издалека
лес кажется неподвижной черной полосой на белом фоне снежного поля и неба.
Кажется, что жизнь в лесу замирает зимой. Но это не так. И заячьи следы видны
на снегу. Зайцы находят корм на
деревьях, когда не могут найти ничего под снегом, глодают кору осинок. И черные
вороны скачут по веткам. А на берёзах я увидел много гнёзд. Елена Александровна
сказала, что это грачатник. Сюда весной прилетают грачи и выводят своих
птенчиков. На экскурсии мы увидели много
следов на снегу: мышки побежали, зайчики проскакали. А вот следы лисички. Она
видно шла за мышками, чтобы позавтракать. А ещё мы научились, как правильно
работать со следом животного: надо положить линейку или палочку рядом со
следом, чтобы посмотреть какого размера след. Как много интересного можно
увидеть зимой. Я не пожалел, что сходил
на экскурсию». Следы зайца Следы мышки-полевки очень заинтересовали
Бахареву Ангелину и Тютюцких Анну, 3 класс: «В наших лесах и огородах живут
полевые мыши. Летом полёвки делают гнёзда в дуплах деревьев, а могут и копать
глубокие норки. Зимуют в норах под корнями и пнями. Полевые мыши питаются
семенами деревьев, кустарников. Летом любят полакомиться ягодами, побегами
молодых растений и насекомыми, а зимой поедают запасы и питаются корой
детевьев. У взрослой мыши появляются детки. Они питаются материнским молоком и
быстро растут. Через две-три недели мышата становятся самостоятельными,
начинают искать корм. Поэтому наносят большой вред зерновым и техническим культурам. Юные экологи из Грязнова (руководители Н.И
и Л.И. Малышевы) проделали большую работу по изучению следов своей местности.
Юные следопыты села Грязнова сами подробно всё изложили: «Зима – прекрасное время года, не только
потому, что можно лепить снеговиков, кататься на лыжах и санках или просто с
горки. Зима – еще самый благодатный период для наблюдений следопыта. Охотники
говорят «Тот, кто не умеет читать следы, зимой ходит в лесу, как слепой, для
него полностью закрыта замечательная «белая книга». Мы, ученики Грязновской экологической школы: Банников Андрей,
Голомолзина Полина, Кобер Каролина, Малышев Стас, Злобин Дима, Корнеева Наташа,
Коньшина Кристина тоже на некоторое время решили стать следопытами. Мы разбились на несколько групп, каждая
группа выбрала для экскурсии определенный маршрут. Мы ходили до конюшни, которая находится на
берегу озера Мяконького, до летней
дойки, до колков, до рощи села Грязнова, также вели наблюдения у себя в
огородах, на улицах села. Целью данной
экскурсии было знакомство с лесными обитателями нашей местности и их следами в
зимнее время года. В результате мы
увидели следы зайца, который дважды прошел по своему следу. Следы лисицы,
которая искала для себя добычу. Следы птиц: куропатки, сороки, синицы. В селе мы случайно увидели кузницу
дятла. Дятел таскал шишки с ели соседского дома, заталкивал принесенную шишку в расщелину
электрического столба, склевав все семена, сбрасывал и приносил другую. В своих
огородах мы увидели следы собак, кошек,
сорок, синичек, коров. Распознавать следы
нам помогали охотник-любитель А.Л. Малышев и лесник П.Н. Голомолзин. Петр Николаевич пришел к нам на внеклассное
мероприятие и рассказал о том, какие животные водятся в нашей местности. Мы
узнали, что с недавних пор в наших местах обитают кабаны, иногда заходит рысь. Опытные охотники и
лесники умеют читать следы животных и птиц. Читая их, они узнают много нового.
Вот, например, по следу можно узнать направление движения животного, быстро ли
оно передвигалось, делало ли остановки, а может его кто-то спугнул. Вот и мы на
внеклассном мероприятии определяли направление движения разных животных. В
какие стороны пошли животные», отмечали направление движения животных стрелками
около следов, проводили по лабиринту
лису и зайца так, чтобы они не встретились, отвечали на вопросы викторины,
рисовали животных и их следы. Мы смогли увидеть следы некоторых животных на
слайдах. Всё это помогло нам
составить картотеку следов, и теперь мы без труда определим животных нашей
местности». В рамках конкурса,
кружком «Юный эколог» Ключевской основной школы была проведена
исследовательская работа по изучению животных своей местности. «В ходе ряда
экскурсий были изучены следы животных и птиц, составлен каталог обитаемых у нас
животных, описаны особенности поведения, образа жизни, внешний вид животных.
Были проведены беседы с охотниками: С.В. Вольных, В.В. Овсянниковым, Линкер
В.И. Они рассказали о животных и следах животных, которые сами наблюдали» -
рассказала руководитель кружка О.М. Злобина. Своими
впечатлениями поделились и дети: Шавандина Марина, 7
класс: «Однажды в тёплый зимний день мы решили сделать вылазку на
лесные полянки, поискать следы птиц и животных. Ольга Михайловна, поставила
перед нами задачу: найти следы и постараться определить, кому они принадлежат. Почти сразу же, в
месте, где выглядывала сухая трава, мы нашли маленькие следы, похожие на
вытянутые овальчики. Следы петляли, тянулись в одну сторону, в норку. Эту
тропику протоптали полевые мышки. А ещё на снегу
оставили свои следы сороки-белобоки, вороны и ещё некоторые маленькие птички,
мы внимательно рассмотрели эти следы: они были похожи на маленькие веточки,
отходящие друг от друга в разные стороны. Следы зайцев и
лисичек мы к сожалению, не нашли, потому что были далеко от леса, но зато мы
оставили свои отпечатки рук и ног а снегу, пусть теперь птицы и звери гадают
кто к ним заглядывал в гости». Федоренко Данила, 3
класс: «Мой дед охотник. Однажды я вместе с ним поехал в лес. Мы выехали рано
утром. Стояла чудная погода, ночью немного выпал снег, так что все следы можно
было легко увидеть. Мы вышли из машины и направились в чащу леса. Проходя мимо
кустов, внизу на снегу, дед показал мне первые следы. Это были следы
синичек и воробьев. Я спросил: «Но почему так тихо? Птичек не видно и не
слышно». Дед ответил: «Зима. Сейчас птички держатся ближе к деревне, где
можно не только раздобыть корм, но и согреться в морозы». Я обогнал деда и
пошел первый. И вдруг, увидел еще какие-то следы. Сначала не мог понять,
чьи это следы, но потом я подумал, что это могут быть следы лисицы. Дождавшись
деда, уточнил. Я оказался прав. Это действительно были следы лисицы. След был
глубокий, большой и четко отпечатанный на снегу. Это говорило о том, что лиса
крупная, возможно даже старая, и неспешно бежала по лесу. Я сфотографировал эти
следы, и мы направились дальше. Любуясь красотой зимнего леса, я незаметно для
себя отстал от деда. Как слышу, дед меня окрикнул: «Иди скорее сюда!».
Пробираясь с трудом по сугробам я подошел и увидел незнакомые мне следы. Это
оказались следы корсака. Они были похожи на лисьи следы, но намного мельче и не
глубокие. Запечатлев фотоаппаратом следы, мы направились дальше. Вскоре мы
вернулись домой. Так я в первый раз побывал в зимнем лесу». Хотелось бы
отметить, что учащиеся этой группы представили самый большой список зверей и
птиц, встречающихся в нашем районе с подробным их описанием. А Кулибанова
Софья, ученица 4 класса и Пасуля Дарья, ученица 3 класса) сделали еще и
зарисовки следов, как настоящие следопыты. Сделать очень качественные снимки
нашим юным исследователям помогали ученицы старших классов – Панькова Дарья (7
класс) и Воробьева Ольга (9 класс). Подобные
исследования проводят учащиеся из села Вылково и поселка Заводского и
Карповского, о своих наблюдениями они обещали написать позже. Уже несколько лет
учащиеся Центра детского творчества наблюдают за обитателями рощи «Густое». «К
сожалению, нам удалось встретить только следы мышек и собак. Но зато мы очень
часто наблюдаем за дятлом, которого каждый раз встречаем на одном и том же
дереве. Под этой сосной всегда очень много разгрызанных шишек. По пути мы
развешиваем кормушки, насыпаем корм, и заметили, что наши птички очень любят
сало, хлебные крошки и не жаренные и не соленые семечки подсолнечника.
Надеемся, что у нас получится выехать в наш заказник в этом году. Там мы
наблюдали очень много разных следов: кабана, лося, косули, зайцев и лисицы.
Прошлым летом, вместе с егерем мы там установили кормушку для копытных. Очень
интересно будет посмотреть, пользуется ли она спросом среди местных лесных
жителей, пополнить ее кормом» - поделились они. Педагог доп.образования ЦДТ, С.Я. Надеина | |
|
Всего комментариев: 0 | |