Главная » 2022 » Апрель » 12 » Загадочный нотариус или Неожиданные повороты в судьбе Галины Лямичевой.
08:28
Загадочный нотариус или Неожиданные повороты в судьбе Галины Лямичевой.

В преддверии 60-летнего юбилея Дома пионеров был запланирован ряд встреч с людьми, работающими в разные годы в учреждении. Первая откликнулась на наше приглашение Галина Алексеевна Лямичева, работавшая в 70-ые годы методистом. Несмотря на возраст, Галина Алексеевна очень интересный и жизнестойкий человек, с которым есть о чём поговорить. Было ожидание, что продолжительность встречи будет составлять примерно 1 час, но она длилась более двух часов. Мы слушали собеседницу  с большим интересом. Галина Алексеевна поведала множество историй, начиная с детства и малой родины до окончания трудовой деятельности.

Фото из архива ЦДТ

МАЛАЯ РОДИНА

Наша героиня родилась в маленьком посёлке Алтай, это 12 километров от села Тюменцево (сейчас это исчезнувшее поселение). В этом небольшом посёлке было около двадцати дворов, все знали друг друга. На одной стороне посёлка была берёзовая роща. Там было потрясающе! Стоило это увидеть: белые, стройные и густые берёзы, плавно покачивающиеся из стороны в сторону, словно баюкали. А весной прилетали грачи, кричали и вили гнёзда. При виде этой картины наступало умиротворение. А с другой стороны речка, глубиной в два метра, только она никуда не выходила, поэтому её называли «лужа». Довольно забавное название, но с ним можно согласиться.

Напротив речки был деревянный дом Галины и её семьи. В нём жили: мать, сама Галина, тётя, двое сироток от материной сестры и дедушка. Жила семья без отца. В этом доме ровным счётом ничего не было, кроме огромного стола, такой же большой и широкой лавки и узкой печки. Только подумать: дом без мебели с  такой-то большой семьёй! Отапливали дом  только кизяками.  В печь ставили маленькие чугунки (в них варилась еда). Вечером, после школы, маленькая Галина любила лежать на тёплой печке с дедушкой и под лампой читать. Там она и уроки делала, и ела. Можно сказать: жила на печке. Пол в доме был некрашеный, и приходилось не просто его мыть, а скоблить ножом. Посуда была, по большей части, железной.

В поселке не было ни света, ни магазина, ни больницы. Была только малокомплектная школа, состоявшая из четырёх классов (ходили в две смены). В больницу ездили в соседнее село, а в магазин ездить нужды не было. Иногда приезжала автолавка, иногда сами ездили за продуктами. Но Галина Алексеевна утверждает, что их семья не нуждалась в продуктах, у них был свой огород, на котором росло всё, что нужно и собственный скот. А если нужна была рыба- лови на здоровье в речке. Не хватало разве что одежды. В первый класс не в чем было пойти, поэтому Гале дедушка сделал из овчины шубку, в ней она и ходила. «Сейчас у нас рюкзаки за роскошь не считаются, есть они и есть, ничего особенного. А раньше особенно ценились сумки-дипломаты»,-рассказывает наша героиня. Пока все дети ходили с обычными, ничем не привлекательными тканевыми, Галя пришла с этим самым дипломатом (его тоже сделал дедушка из досок). Ребята просили у Галины подержать его в руках и очень завидовали ей.

 После четвёртого класса нужно было продолжать учебу в с. Тюменцево. А для этого пройти испытания. Галина впервые оказалась в большой школе, куда их привезли на экзамены. Диктант идёт вовсю, а маленькая Галя рассматривает класс, столько там нового и интересного. К ней подошла учительница, проводившая экзамен, погладила по голове и ласково сказала, что нужно писать. В школе Галина Алексеевна хорошо училась, к учебе относилась ответственно.

ЗАБОЛОТИНА-ЯКОВЛЕВА

По окончании девятого класса Галина Алексеевнапоехала учиться в Рубцовск, в  медучилище. При подаче документов произошли непредвиденные трудности. Так получилось, что у Галины были две фамилии. Одна- Заболотина (отцовская), вторая- Яковлева (так записала её мать и отправила с этой фамилией). И документы получились разные, в свидетельстве об образовании- Яковлева, а свидетельстве о рождении-Заболотина. Секретарь сказала, что заявление принимать не станет и направила к нотариусу. Когда Галина вышла из кабинета, она стала думать: «Кто такой нотариус?». Она не знала, кто это, или что это и от неизвестности происходящего  плакала на крыльце. Вышла другая девчонка и тоже начала рыдать. Галина поинтересовалась: отчего она плачет, та ей ответила, что тоже не имеет понятия, кто такой нотариус. И решили они поступать в педучилище, если уж в мед. не берут. И снова всё повторилось, сели плакать на стуле прямо у секретаря в приемной. Выходит директор, спрашивает: « Что случилось?». А секретарша говорит: «Да вот, посылаю их к нотариусу, не могу принять документы». Он взял, посмотрел их оценки и говорит: «Вы вот думаете, кого отправляете? Вот сейчас они уйдут к этому нотариусу и не вернутся к нам. А нам такие способные студенты нужны».В конечном итоге, благодаря директору, Галина поступила. И до четвёртого курса была с фамилией Яковлева, после её должны были переписать на фамилию отца. Так, по иронии судьбы, вместо медучилища наша героиня оказалась в педагогическом. Но на этом трудности не закончились. Когда дело дошло до предметов при поступлении, стало не смешно. Одним из предметов, было пение. По правде говоря, наша героиня петь не умела, слуха музыкального тоже не имела, к слову совсем. На экзамене ей сыграли мелодию на фортепиано и спросили:«Сколько нот прозвучало?». Ответ был очевиден: «Не знаю». Тогда преподаватель карандашом простучал ритм и  попросил повторить. Галина повторила, но наугад. Затем попросили спеть какую-нибудь песню. Пропела она не плохо, но слуха и голоса явно не было. Ей сказали, что без этого предмета обойтись никак нельзя, он также важен, как русский язык и математика.

Все предметы были сданы на «5», кроме пения, оно потянуло на «3».  ПодошлаГалина  к преподавателю в музыкальном классе, объяснила ему. Тот ответил, чтобы не грустила: если петь не может, значит на инструментах играть будет. Так она и поступила. Галина Алексеевна научилась играть на домбре, она была настолько усердна в игре,что пальцы постоянно были стёрты в кровь.

ТРУДОВЫЕ БУДНИ

По окончании педучилища нашей героине предложили остаться преподавать в учебном заведении. Но она отказалась и сказала, что поедет домой.Как оказалось, дома не осталось,село исчезло, и она поехала искать работу  в Тюменцево.У неё до сих пор болит душа об Алтае. В этом небольшом посёлке прошли шестнадцать лет её жизни. Остались разве что могилки родственников.В районном отделе по образованию ей предложили место воспитателя в Макаровском детском доме. Галина долго не думала и согласилась. Готова была к любым трудностям.

Ей дали пятые и шестые классы. С ребятами  она делала уроки, в баню ходила, в столовую водила, присутствовала на уроках (чтобы следить за поведением). Завуч школы Людмила Фёдоровна говорила: «Ну всё у тебя хорошо получается, но нет у тебя материнства!». Но откуда бы оно у неё было, если Галине на то время было всего 19?Галину Алексеевну любили воспитанники, она заменяла им мать, и они это понимали.

Затем были годы работы учителем в Ключевской школе. Там она вела биологию. Галина Алексеевна с восторгом рассказывала свои впечатления об этой работе.После двухгодовой работы в Ключах, Галина перебралась в Тюменцевскую школу. Там ей дали труды у девочек, на уроках они в основном готовили салаты. А в начальных классах ей «впихнули» физкультуру. И самое забавное, пение! Только подумать, как долго она мучилась с ним в училище, а тут на тебе! На музыке они чертили ноты, пели и само собой, учились играть на домбре. Дети любили и ждали этот предмет.

Через некоторое время, она летом поехала учиться в Томский университет на химико-биологический факультет. Проучилась два курса, вышла замуж. В дороге на очередную сессию с Галиной произошла неприятность: на станции её обворовали. Украли сумку с деньгами. Этот случай настолько её задел, что когда она приехала в институт, заявила, что не будет дальше учиться. Декан факультета говорит «Да Вы что! Вы за третий курс почти все контрольные сдали. Я вам денег дам! Только оставайтесь». Но Галина стояла на своём, нет и всё! Разве что на дорогу попросила, а чтобы в долгу не остаться, попросила адрес, куда после перечислить деньги. Так злой рок помешал ей закончить институт.

В этот период судьба нашей героини резко изменилась, и Галина Алексеевна уехала в Одессу. Вернувшись в родные края, начала работать в Доме пионеров.

С ПИОНЕРСКИМ ПРИВЕТОМ!

Галина Алексеевна была методистом, в основном,составляла разработки пионерских сборов, которые приходили в одном экземпляре из края. Проводила она и семинары на базе средней школы. Учила воспитателей организовывать работу с детьми и в условиях пионерского лагеря. Галина Алексеевна очень благодарна своей тезке  Галине Петровне Козловой, опытной пионервожатой Тюменцевской средней школы, которая охотно ей помогала. В лагере они проводили очень большую работу.

Очень торжественно в те годы проходили учительские конференции, пионеры всегда  готовили приветствие, выносили знамя под барабанную дробь. В этом процессе участвовали самые-самые лучшие учащиеся. Это было и почетно и ответственно одновременно.

Галина Алексеевна помнит практически всех, с кем пришлось работать в те годы.«Пешехонов Владимир Иванович преподавал фотокружок, туда ходили много мальчиков и девочек. К Гартману Александру Ивановичу настолько много детей ходило, можно сказать, что он здесь ночевал. У него были такие кружки, как «моделирование», «умелые руки» (в основном у мальчиков) и «картинг». Поделки ребята возили в край на выставки. За них они получали места, призы и грамоты. А на картингах было обсыпно и взрослых и детей. Они проводили соревнования, и сами в них участвовали. Один из них Егор Шпомер, он ходил на этот кружок, сейчас он связал свою жизни с техникой. Сапранкова (Козорезова)Татьяна Панкратьевна вела кружок вязания. Ожогина Светлана вела «умелые руки» для девочек, где они шили и изготавливали игрушки. Но они никуда их не возили. Столярный кружок был на базе средней школы, но платили им из дома пионеров, вёл его Лецко Борис Самуилович. Был кукольный кружок, вела его Лямичева Галина Алексеевна. Осенью проходили турслёты, за них были ответственные физруки школ: Лукьянов, Шакуля, Калиниченко, Смотров, Смышляев, Сухоруков. Их награждали кубками и грамотами».

ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНЕ

В конце года, в основном, летом по окончания учебного года, был отбор лучших кружковцев. Сейчас отбирают по портфолио. А раньше, это были те, кто постоянно посещал Дом пионеров, или те, про которых хорошо отзывались преподаватели.Кружковцы ездили в Ригу, Ленинград, Москву, Волгоград, Юрмалу и другие города.Директор Валентина Ивановна Кернер отбирала города, в которые они ездили. Дети на экскурсии  всегда ходили в пионерской форме. Белый верх, чёрный низ и в галстуках. И это заметьте летом (не в учебное время)! Это была норма для советских ребят.

Обычно, когда во время поездки идёт речь о ночлеге, у многих ассоциация с гостиницей или хостелом, но какого же ночевать в школе? Раньше особо выбора и не было. Поэтому ночлег был организован в школах, где вместо парт ставились кровати или раскладушки. В одном классе были девочки, в другом мальчики. Питались они в обычной, школьной столовой.

Один из городов, в которой они ездили, был Волгоград – город герой. Больше всего запомнился Мамаев курган. Звучала там траурная музыка, даже детям было тяжело идти под неё, словно она оказывала некое давление. На входе было мелкими буквами написаны фамилии погибших людей. Галина Алексеевна помнит, как ребята искали своих родственников и однофамильцев. У неё в Сталинграде воевал дядя, она постоянно расспрашивала о тех временах, о войне. И настолько всё было страшно тогда, что он сразу начинал плакать и рассказывал о том, как их бомбили, сколько людей погибло. Как-то гуляя вдоль набережной Волги, гид подвела группу к узкому месту и рассказала, что в этом самом месте вместо воды текла кровь.

фото из архива Галины Лямичевой     фото из архива Галины Лямичевой

Запомнилась и врезалась в память экскурсия на Волжскую ГЭС. Мощь воды и плещущая рыба!

Ездила Галина Алексеевна в города Ригу и Юрмалу. Там был детский концлагерь «Саласпилс». «Руководитель туда нас привёл. Там было 15 больших прямоугольного типа клумб и все они были засажены красными розами. Но как посмотришь, волосы становятся дыбом, вроде красота, но на их месте были бараки. В этом лагере немцы из детей насильно выкачивали кровь и привозили своим раненым, так же брали на органы. Дети плакали, было страшно слышать»

 А в Ленинграде с группой посетили Пискарёвское кладбище. Экскурсовод водил по детским могилкам и привела к могиле Тани Савичевой. Девочка вела дневник во время войны, и на каждую букву алфавита писала события.

Но кроме жутких мест,ребята  посетили Эрмитаж. До чего же там красиво! И экспонатов очень много. Дети разбрелись по залам музея, в зависимости от своих интересов и пробыли там практически целый день.

В Москве запомнилась Бородинская панорама. Каждый уголёк как живой! Битва, солдаты, лошади, всё было так точно изображено. Музей космонавтики, всё было невероятно интересно. Особенно мальчишкам. «Этот зал был длинной чуть ли не три километра, до чего же большой. Много чего они посетили в Москве».

Забавные и казусные истории случались в поездках, сейчас это воспринимается как анекдоты, а тогда приходилось поволноваться.

Как-то в Москве после очередного самостоятельного похода в магазин (без взрослого), Галина с ребятами, сев в метро, отправились к месту следующей экскурсии. У каждого ребенка была авоська с…калошами, да не по одной, а с несколькими парами. Надо было видеть её лицо! Красная от смущения, удивлённая увиденным, переводила  взгляд от  одного к другому. Наверняка, она смущалась из-за того, что со стороны это выглядело забавно. Тогда Галина спросила у девочки (которая тоже с галошами): «Почему вы все с этими галошами? Зачем так много?». Ответ был весьма неожиданный, каждая пара была куплена для родственников в подарок. Одна пара тёте, другая маме, и так все пары распределены на каждого из членов семьи и родственников. Ребята были из деревни, а это был самый востребованный товар на селе. Вот и хотели сделать приятное родным.

   А эта история произошла в одном из ленинградских музеев. После того как ребята из группы обошли его и посмотрели все экспонаты, Галина Алексеевна недосчитала одного человека, это была самая маленькая путешественница, семилетняя Марина. Никто не помнил, когда она отстала от остальных, и Галина Алексеевна пошла к смотрительнице музея, которая следила за порядком и объяснила, что потеряла девочку. Женщина молча взяла  её за руку и повела к экспонатам зала. В одном из кресел царской семьи спала девочка. Марина, утомившись от долгой экскурсии и летней духоты, удобно устроившись в историческом кресле, сладко спала. «Это ваша?», Галина со смущённой улыбкой утвердительно ответила.

МОЛОДА ДУШОЙ, СИЛЬНАЯ ВОЛЕЙ

В настоящее время Галине Алексеевне 78 лет и у неё большая семья, состоящая из пяти детей своих и одного приёмного. Четыре девочки и два мальчика. Не смотря на то, что ребёнок приёмный, его тоже считает родным. Дома, как говорит героиня, он Царь, король. Он везде хозяин, и дома, и за столом, и в огороде. Одним словом, правая рука Галины. К тому же, она ещё и бабушка. Есть четыре внучки, четыре внука и три правнучки. Галина сразу попросила, чтобы бабушкой её не звали, поэтому все зовут её просто Галя.

Нам очень повезло, что Галина Алексеевна согласилась рассказать о себе и о своей жизни. Несмотря на возраст, из общения с ней, я поняла, что она молода душой и очень позитивный человек. Прошло много лет, и она до сих пор помнит те годы жизни.

фото из архива Галины Лямичевой   фото из архива Галины Лямичевой   

фото из архива Галины Лямичевой     фото из архива Галины Лямичевой

фото из архива Галины Лямичевой

фото из архива Галины Лямичевой

Юля Чернышова, школа русской словесности и журналистики

В этом материале использованы фотографии из архива ЦДТ (первое фото) и из личного архива Галины Лямичевой

Категория: Творческие работы учащихся | Просмотров: 146 | Добавил: sandra | Теги: юнкоры, журналисты, ЦДТ, Руденко Н. В., Чернышова | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]